Работа с неквалифицированной электронной подписью (УНЭП)

В EasyDocs реализовано два варианта неквалифицированной электронной подписи: УНЭП Госключ и УНЭП EasyDocs.

УНЭП Госключ
Если вы используете лицензию «Личный кабинет с УНЭП Госключ», то для подписания документов Вам потребуется приложение «Госключ».

  • При нажатии кнопки «Подписать» документ будет направлен на подтверждение в приложение «Госключ».
Если у вас не установлено приложение «Госключ» или возникнут проблемы с подписанием, то можно воспользоваться ссылкой «Есть вопросы по работе с Госключом?», перейдя по которой будет доступна инструкция по установке приложения и подписанию документов в Госключе.

Статус подписания изменится, если в приложении «Госключ» было подтверждено подписание в течение 5 минут.
Установка Госключа
3. Прочтите и подтвердите ознакомление с документами для дальнейшего использования приложения
6. Водите пальцем по экрану, чтобы сгенерировать случайные числа, необходимые для работы приложения
7. Дождитесь завершения процесса регистрации и получения сертификата электронной подписи
8. Нажмите на печатную форму сертификата УНЭП, проверьте данные и подтвердите их корректность

На этом этапе завершен выпуск УНЭП физического лица. По ссылке «перейдите на Госуслуги» вы можете ознакомиться с дополнительной информацией приложении «Госключ».
4. Придумайте пароль от 8 до 22 символов или сгенерируйте его

Важно: запомните пароль. Он привязан только к приложению – восстановить его нельзя. Если забудете, придется регистрироваться в приложении заново.

5. Подтвердите введенный пароль
В первую очередь установите на мобильное (или иное) устройство приложение «Госключ»:


После успешной установки приложения следуйте следующим шагам по регистрации и выпуску сертификата:

Установка, регистрация СКЗИ и получение сертификата УНЭП ФЛ

  1. Авторизуйтесь в приложении при помощи данных профиля Госуслуг (логин, пароль или другие доступные варианты входа)
  2. Подтвердите авторизацию вводом кода из смс
  • Вы можете подписывать «Госключом» документы по Вашей работе прямо в приложении «Госуслуги»
  • Подтвердите пароль, введя его еще раз, и нажмите «Продолжить»
  • Получите сертификат УНЭП
  • Ознакомьтесь с содержанием сертификата, подтвердите корректность данных и нажмите на кнопку «Подписать»
  • Приложение готово к работе
  • Чтобы пользоваться «Госключом», прочитайте документы на следующем шаге
  • Ознакомьтесь с документами и нажмите на кнопку «Продолжить»
  • На следующем шаге создайте пароль для защиты Ваших личных данных
  • Создайте пароль согласно инструкции и нажмите «Продолжить»
Госключ в Госуслугах
Вы можете подписывать документы Госключом прямо в мобильном приложении «Госуслуги» версии 23.0.0 или новее. Таким образом, Вам не нужно устанавливать дополнительно приложение «Госключ».

  • Для выпуска неквалифицированного сертификата через приложение Госуслуги кликните по Вашему имени в верхнем левом углу
  • Перейдите в меню «Профиль»
  • Перейдите в пункт «Электронная подпись»
  • Перейдите в пункт «Госключ»
  • Для регистрации в «Госключе» кликните по кнопке «Начать»
  • Ознакомьтесь с важной информацией и кликните по ссылке «Продолжить»
  • Введите учетную запись Госуслуг и пароль от Госуслуг и нажмите на кнопку «Войти»
  • Если у Вас подключена 2-факторная аутентификация при входе, то введите код подтверждения
УНЭП EasyDocs
Если вы используете лицензию «Личный кабинет с УНЭП EasyDocs», то вы можете подписывать документы неквалифицированной электронной подписью с помощью кодов активации. По умолчанию, код активации доставляется по электронной почте, указанной в поле «Контакты» в разделе «Настройки» / «Реквизиты».

Для подписания вам необходимо:

  • Открыть документ и нажать кнопку «Подписать»
  • Дождаться письмо от EasyDocs на почту, которая указана в открывшемся окне (если указанная почта не является актуальной, то вы можете перейти в раздел «Настройки» / «Реквизиты» и изменить почту, указанную в поле «Контакты»)
  • Ввести полученный код и активировать подписание
При вводе корректного кода Ваш документ будет успешно подписан.
Изменение способа получения кода активации
Для изменения способа получения кода активации перейдите в раздел «Настройки» / «Электронная подпись» в меню «Действия» выберите пункт (наименование действия будет меняться в зависимости от действующего способа получения кода активации):

  1. Изменить способ доставки кода активации на email – код активации будет поступать в виде письма на почту, которая была указана в разделе «Настройки» / «Реквизиты»
2. Изменить способ доставки кода активации на СМС – код активации будет направлен по номеру телефона, который был указан при формировании заявки на изменение номера (сформировать заявку на изменение номера Вы можете по инструкции)
При подписании документов отобразится установленный способ получения кода активации.

Смена номера телефона

2. Указать корректный / актуальный номер для получения смс – кода.
3. Перейти в почтовый ящик учетной записи (email, используемый как логин), открыть письмо «Подтверждение смены номера» и подтвердить смену номера, перейдя по ссылке.
При переходе по ссылке откроется личный кабинет EasyDocs. Номер телефона будет изменен в течение 10 - 15 минут.
Если с момента подтверждения прошло более 15 минут, но номер не изменился – обратитесь в техническую поддержку.
Чтобы изменить номер телефона, на который проступает код для подтверждения подписания, Вам необходимо:

1. Перейти в раздел «Настройки» / «Электронная подпись», справа от активного сертификата в меню Действия выбрать «Изменить номер телефона».

Проверка документов в Acrobat Reader (до 01.09.2023)

Для проверки неквалифицированной электронной подписи требуется следующее программное обеспечение:
Acrobat Reader - бесплатная
КриптоПро CSP – бесплатный пробный период на 3 месяца
КриптоПро PDF – бесплатная при использовании с Acrobat Reader

Установка доверия для сертификата удостоверяющего центра
Для проверки электронной подписи, созданной при использовании неквалифицированного сертификата, необходимо первоначально добавить сертификат удостоверяющего центра, который выпустил неквалифицированный сертификат, в доверенные на компьютере пользователя, чтобы могла быть проверена цепочка доверия.
Для этого в приложении КриптоПро CSP (далее приводим пример на основе Windows) необходимо открыть сертификат, требующий проверки, и перейти в раздел «Состав» / «Доступ к информации о центрах сертификации». В поле «Дополнительное имя» будет указана ссылка, по которой Вы сможете скачать сертификат Удостоверяющего центра, выпустившего неквалифицированный сертификат.
Обычно, сертификат УЦ можно скачать на сайте удостоверяющего центра. Если Вы точно уверены, каким сертификатом УЦ подписан неквалифицированный сертификат электронной подписи, которую Вы хотите проверить, то приложение КриптоПРО CSP Вам не нужно. Можете скачать такой сертификат на сайте УЦ и установить его в доверенные, как это описано далее.
Далее необходимо открыть скачанный сертификат и нажать «Установить сертификат»
В мастере импорта выбрать «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» / «Обзор»
Хранилищем для данного сертификата должно быть «Доверенные корневые центры сертификации»
Появится сообщение о том, что сертификат был успешно установлен.
Проверка сертификата электронной подписи
Для проверки PDF документа, подписанного электронной подписью, необходимо открыть этот документ в приложении Acrobat Reader и перейти в раздел Панель «Подпись».
В открывшемся окне будет указана сводка проверки сертификата на действительность.
Параметры с дополнительной информацией Вы можете открыть, нажав ПКМ на одной из версий подписи «Показать свойства подписи...», либо кликнув снизу документа на один из штампов интересующего Вас сертификата.
В параметрах будет указана информация о действительности, подписанте и времени подписи.
Нажимая на «Показать сертификат» Вы сможете просмотреть всю информацию о субъекте сертификата электронной подписи.
Проверка документов в КриптоПро (с 01.09.2023)
Для проверки неквалифицированной электронной подписи требуется следующее программное обеспечение:
Acrobat Reader – бесплатная
КриптоПро CSP – бесплатный пробный период на 3 месяца


Проверка УНЭП
При помощи Adobe Acrobat откройте скачанный из личного кабинета EasyDocs интересующий Вас документ. Перейдите в раздел «Вложенные файлы» и извлеките файлы формата sig и pdf нажав правой кнопки мышки на «Сохранить вложенный файл…»
Перейдите в приложение «Инструменты КриптоПро» в раздел «Проверка подписи».
Нажимая на поле «Загрузите файл с подписью для проверки» загрузите файл формата sig.
В поле «Проверить подпись» потребуется загрузить pdf файл «document.pdf», который ранее был сохранен из вложенных файлов документа EasyDocs.
Успешно пройденная проверка подписи будет содержать следующую информацию:
  • Субъект – данные о владельце сертификата, подписавшего документ
  • Отпечаток – данные о владельце сертификата в зашифрованном формате
  • Время подписания
  • Цепочка – данные о владельце сертификата, а также удостоверяющем центре, который его выдал

Проверка УНЭП Госключ

Проверка электронной подписи документов, подписанных УНЭП Госключ, производится по инструкции, опубликованной на сайте Госуслуг.
Проверка УНЭП EasyDocs
Проверка электронной подписи документов, подписанных УНЭП EasyDocs, осуществляется с помощью открытого ключа.
Отзыв УНЭП "Астрал - Софт"
Для отзыва сертификата усиленной неквалифицированной электронной подписи необходимо:
  1. Заполнить заявление по форме удостоверяющего центра (УЦ), выпустившего сертификат. Заявление на прекращение действия сертификатов, выпущенных УЦ «Астрал – Софт» доступно в приложении №8 регламента УЦ (страница 47).
  2. Перейти в личный кабинет EasyDocs, загрузить и направить Вашему работодателю заполненное заявление при помощи раздела «Из файла»
После того как работодатель передаст заявление в техническую поддержку EasyDocs, со стороны УЦ будет осуществлен отзыв активного сертификата.
Подтверждение УНЭП в УЦ "Астра - Софт"
Подтверждение действительности электронной подписи в электронном документе, подписанном с использованием неквалифицированного сертификата УЦ "Астрал-Софт", производится в соответствии порядком реализации функций удостоверяющего центра ООО "Астрал Софт".

  1. Заполните заявление по форме приложения №10 порядка реализаций функций удостоверяющего центра ООО "Астрал Софт". Шаблон заявления в формате *.DOCX можно скачать с нашего сайта.
  2. Отсканируйте подписанное заявление, сохраните в PDF и направьте в службу заботы о клиентах EasyDocs любым удобным способом.
  3. Служба заботы о клиентах EasyDocs направит Ваш запрос в удостоверяющий центр ООО "Астрал Софт" и по готовности перешлет Вам подтверждение от удостоверяющего центра.