Как выбрать тип электронной подписи для сотрудников

Типы электронной подписи
В соответствии с федеральным законом №63-ФЗ "Об электронной подписи" доступно 3 типа электронной подписи.
  • Простая электронная электронная подпись (ПЭП)
  • Неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)
  • Квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

Типы электронной подписи различаются:
  • По принципу работы
  • По области применения
  • По стоимости

Например, простая электронная подпись не использует криптографию и технологически не может подтвердить, кто именно подписал документ и какой именно документ был подписан. Это подтверждает сервис-провайдер, который использует в своем документообороте ПЭП.

Усиленные подписи используют криптографию, поэтому технологически обеспечивают подтверждение того, кто подписал документ и какой именно документ был подписан. При этом, в силу закона, при выпуске сертификата ключа проверки усиленной электронной подписи требуется проведение личной идентификации.
Простая электронная подпись
ПЭП представляет собой набор кодов и паролей, которые идентифицируют обладателя. В соответствии с требованиями федерального закона №63-ФЗ "Об электронной подписи" для использования в документооборот ПЭП требуется письменное согласие сторон. Применение ПЭП в кадровом электронном документообороте должно быть закреплено в локальном нормативном акте. Работодатель не может использовать ПЭП для подписания кадровых документов в рамках электронного документооборота, а работник может, но не все. Для получения ПЭП не требуется проходить личную идентификацию.

Офисные работники могут подписать:
  • Заявления
  • Расчетный лист
  • Уведомления об отпуске
  • Ознакомление с приказами
  • Служебные записки
  • Другие внутренние документы

Офисные работники не могут подписать:
  • Трудовой договор
  • Договор о матответственности
  • Договор на учебу
  • Согласие на перевод
  • Заявление на увольнение
  • Уведомление об изменении условий трудового договора
  • Приказ о дисциплинарном взыскании

Дистанционные работники могут подписать:
  • Заявления
  • Уведомления
  • Документы о прохождении инструктажа по ОТ
  • Приказы
  • Служебные записки
  • Другие кадровые документы

Дистанционные работники не могут подписать:
  • Трудовой договор
  • Договор о матответственности
  • Ученический договор
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
Правила использования УНЭП закрепляются в локальных нормативных актах компании. Требуется собственный удостоверяющий центр, соответствующий требованиям ФСБ или партнёрство с таким УЦ на стороне вендора решения КЭДО. Аккредитация Минсвязи не нужна. Сертификаты ключа проверки неквалифицированной электронной подписи выдают неаккредитованные удостоверяющие центры, поэтому стоимость сертификата ниже, чем у квалифицированной подписи. УНЭП применяется только между работником и работодателем, поэтому нет риска, что злоумышленники воспользуются подписью, чтобы совершить незаконную сделку. Например, взять кредит на имя обладателя подписи. Оформить заявку на получение можно в личном кабинете EasyDocs.

Офисные работники могут подписывать:
  • Все, что и ПЭП
  • Трудовой договор
  • Договор о матответственности
  • Договор на учебу
  • Согласие на перевод
  • Заявление на увольнение
  • Уведомление об изменении условий ТД
  • Приказ о дисциплинарном взыскании

Работодатель может подписать:
  • Приказы (кроме дисциплинарного взыскания)
  • Штатное расписание
  • График отпусков
  • Уведомления
  • Должностные инструкции
  • ПВТР

Работодатель не может подписать:
  • Трудовой договор
  • Договор о матответственности
  • Договор на учебу
  • Заявление на увольнение
  • Уведомление об изменении условий трудового договора
  • Приказ о дисциплинарном взыскании

Работникам для получения УНЭП нужно пройти процедуру идентификации у работодателя или через подтвержденную запись Госуслуг. С регламентом удостоверяющего центра можно ознакомиться по ссылке.

Усиленная квалифицированная электронная подпись
Можно получить только в аккредитованном Минкомсвязи УЦ. УКЭП соответствует всем признакам УНЭП, плюс имеет дополнительные:

  • Ключ проверки указан в квалифицированном сертификате, выданном в соответствии с Приказом ФСБ № 795 от 27.12.2011
  • Для создания можно использовать только электронные средства, удовлетворяющие требованиям ФСБ

Выдают только удостоверяющие центры с аккредитацией Минцифры. Это обусловливает высокую стоимость сертификата.EasyDocs использует облачную УКЭП, закрытый ключ которой находится в защищенном хранилище УЦ. Это гарантирует, что злоумышленник не сможет использовать подпись на сторонних сайтах.

Работодатель может подписать:

Усиленная квалифицированная электронная подписьУКЭП приравнивается к личной подписи и имеет законодательно определенную юридическую правомочность. Может использоваться для подписания любых кадровых документов, к которым применяются статьи 22.2 и 22.3 ТК РФ. Включая те, которые в бумажном виде требуют подтверждения печатью.

Работникам для получения УКЭП надо пройти процедуру идентификации у работодателя или в удостоверяющем центре. Это может вызвать сложности, если вы оформляете на работу дистанционных работников из отдалённых регионов.

С EasyDocs все проще — у нашего удостоверяющего центра более 200 центров идентификации по всей стране.

С регламентом аккредитованного удостоверяющего центра можно ознакомиться по ссылке.