Федеральный закон № 377-ФЗ, принятый 22 ноября 2021 внес изменения в Трудовой кодекс связанные с введением кадрового электронного документооборота (КЭДО). Изменения содержали несколько отсылок к взаимодействию информационной системы работодателя по КЭДО (ИС Работодателя) и единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), более известного как «Госуслуги».
В частности, статья 22.3 устанавливает, что:
Работник или лицо, поступающее на работу, осуществляющие взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, вправе направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется электронный документооборот в соответствии с настоящей статьей и статьями 22.1 и 22.2 настоящего Кодекса, посредством информационной системы работодателя (в случае ее применения работодателем для осуществления электронного документооборота), в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (при условии взаимодействия в целях осуществления электронного документооборота информационной системы работодателя с единым порталом государственных и муниципальных услуг);
Также в той же статье устанавливается, что
При подаче работником заявления о выдаче документов, связанных с работой, или их копий (статья 62 настоящего Кодекса) работодатель обязан безвозмездно предоставить работнику не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня подачи указанного заявления такие документы или их заверенные надлежащим образом копии на бумажном носителе либо, если в отношении этих документов осуществляется электронный документооборот, такие электронные документы способом, указанным в заявлении работника в форме электронного документа, в том числе путем его размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг в случае взаимодействия в целях осуществления электронного документооборота информационной системы работодателя с единым порталом государственных и муниципальных услуг.
И в конце, статья 22.3 содержит такое требование:
По заявлению работника работодатель обеспечивает доступ работника к документам, подписанным простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя, путем направления электронного документа в личный кабинет работника (при наличии) на едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Далее, пункт 3 статьи 2 федерального закона № 377-ФЗ содержит следующее условие:
Положения Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся взаимодействия … информационной системы работодателя … с единым порталом государственных и муниципальных услуг, применяются с 1 сентября 2022 года.
Таким образом, если резюмировать все упоминания в трудовом кодексе о взаимодействии ИС Работодателя с Госуслугами и изложить более простым языком, то получаем следующее:
- У работника есть право отправлять и получать документы в рамках КЭДО с работодателем из своего личного кабинета на Госуслугах при условии / в случае взаимодействия в целях осуществления электронного документооборота ИС Работодателя с порталом Госуслуг.
- Работодатель обязан предоставить работнику доступ к документам, подписанным в рамках КЭДО, путем их направления в личный кабинет работника на Госуслугах при выполнении трех условий: (1) работник написал заявление, (2) документы были подписаны в ИС работодателя простой электронной подписью и (3) Правительство РФ должно определить порядок взаимодействия ИС Работодателя с Госуслугами с 1 сентября 2022 г.
Что из этого следует?
- Нигде в трудовом кодексе не прописано требование к ИС Работодателя об обязательном осуществлении взаимодействия с порталом Госуслуг в целях осуществления электронного документооборота
- Если ИС Работодателя не осуществляет электронный документооборот с порталом Госуслуг, то у работника отсутствует право отправлять и получать документы в рамках КЭДО из своего личного кабинета на Госуслугах
- Обязательство работодателя по направлению документов работнику в личный кабинет на Госуслугах возникает только на основании заявления и только в отношении документов, подписанных простой электронной подписью
Откуда возникло требование в отношении документов, подписанных именно простой электронной подписью? По нашему предположению, возникло это в ходе эксперимента Минтруда по переходу на кадровой электронный документооборот, т.к. портал Работа в России предполагал возможность подписания документов простой электронной подписью. В трудовом кодексе даже сохранилось специальное регулирование, которое позволяет работникам подписывать простой электронной подписью РвР максимально широкий перечень трудовых документов — наравне с усиленной электронной подписью (УКЭП или УНЭП) для ИС Работодателя. Т.к. РвР использовал авторизацию через ЕСИА (логин и пароль для Госуслуг), то под простой электронной подписью понимается логин/пароль от Госуслуг:
простая электронная подпись, ключ которой получен при личной явке в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Что остается непонятным в задумке законодателя:
- Трудовой кодекс не предполагает одновременное использование ИС Работодателя и РвР. Допускается или одно, или другое. Таким образом, не понятно, откуда в ИС Работодателя могут появиться документы, подписанные простой электронной подписью Госуслуг, если такой тип подписи согласно Трудовому Кодексу доступен только для портала Работа в России.
- Если считать, что законодатель требует передавать в личный кабинет работника на Госуслугах только документы, подписанный простой электронной подписью в ИС Работодателя, то по меньшей мере странно, почему аналогичного требования нет для документов, подписанных УКЭПом или УНЭПом в ИС Работодателя.
1 июля 2022 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ №1192, которое установило правила взаимодействия ИС Работодателя и портала Госуслуг.
Пункт 2 Правил определят 3 цели взаимодействия ИС Работодателя и портала Госуслуг, которые также установлены непосредственно Трудовым Кодексом:
- обеспечение возможности размещения на едином портале документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы), в случае подачи работником заявления о выдаче таких документов с указанием способа предоставления таких документов путем размещения на едином портале;
- предоставления работнику или лицу, поступающему на работу, возможности направления в форме электронных документов в адрес работодателя заявлений, уведомлений и сообщений, которые предусмотрены трудовым законодательством, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
- направления в личный кабинет работника на едином портале документов, подписанных работником простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя (при наличии заявления работника о таком размещении).
Пункт 3 Правил определяет 2 важных вопроса:
- Взаимодействие с Порталом Госуслуг осуществляется в соответствии с методическими материалами, размещенными на справочном информационном ресурсе Минцифры. По состоянию на 5 июля 2022 г. такие материалы на сайте Минцифры найти не удалось.
- Правила распространяются только на работодателей, информационные системы которых подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Таким образом, если у работодателя нет интеграции со СМЭВ, то у него нет обязательства по взаимодействию с работником через Госуслуги.
В соответствии с п. 10 (в) Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия", утвержденного Постановлением Правительства РФ №697 от 8.09.2010 г. "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", подлежат подключению к СМЭВ:
отдельные информационные системы иных органов и организаций (в том числе участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций) в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
Какие вопросы остаются открытыми?
- В федеральном законе №377-ФЗ подразумевалось, что вопросы взаимодействия с порталом Госуслуг будут распространяться как на ИС Работодателя, так и на портал Работа в России. При этом в утвержденных Правилах портал Работа в России вообще не упоминается, но вводится понятие "подсистема личного кабинета". Работа в России превратилась в личный кабинет Госуслуг?
- Почему Трудовой Кодекс и Правила обязывают направлять в личный кабинет работника только документы, подписанные в ИС Работодателя с помощью простой электронной подписи? Подразумевается ПЭП Госуслуг или ПЭП, реализованная в рамках ИС Работодателя? Обращаем внимание, что Трудовой Кодекс не подразумевает использования ПЭП Госуслуг для ИС Работодателя.