Воинский учет (ВУ) представляет собой систему действий, направленных на сбор, систематизацию и анализ информации о каждом гражданине, обязанном пройти военную службу. Согласно Постановлению Правительства от 27 ноября 2006 года N 719, воинским учетом занимаются как государственные и муниципальные органы власти, так и организации.
На руководителях организаций лежит ответственность за состояние учета военнообязанных, осуществляемого по месту работы граждан. Каждый работодатель обязан предоставлять военкоматам сведения о военнообязанных и призывниках. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ, организации должны самостоятельно вести воинский учет вне зависимости от формы своей собственности: закрытого акционерного общества, ООО или другой.
Дискуссионным является вопрос с индивидуальными предпринимателями. В законе нет разъяснений о том, обязаны ли осуществлять учет военнообязанных ИП: на практике военкоматы озвучивают соответствующее требование. При трудоустройстве работников индивидуальные предприниматели должны запросить у них документы воинского учета (часть 1 статьи 65 ТК РФ). Однако в Постановлении ВАС РФ от 28 апреля 2009 года № 13798/08 по делу № А33-4142/2008 требования со стороны военкомата о ведении учета военнообязанных сотрудников по отношению к ИП было признано неправомерным. Поэтому однозначного ответа на данный вопрос нет.
Какие категории сотрудников подлежат учету как военнообязанные?
Организации несут административную ответственность за непредставление информации о работниках, которые должны состоять на воинском учете. Чтобы избежать штрафов и других проблем с проверяющими органами, необходимо ясно понимать, какие категории работников являются военнообязанными. Компаниям рекомендуется вовремя составлять списки сотрудников, подходящих под данные критерии.
На учет военнообязанных не ставят следующие категории работников:
иностранцев (в законах о ВУ речь идет о гражданах РФ);
женщин (за исключением имеющих военную специальность);
Некоторые формальности упрощают ведение воинского учета. Обратите внимание, что при трудоустройстве, наряду с другими документами, сотрудник предоставляет военный билет (если таковой имеется). Также военнообязанным помещают штамп на 13-ую страницу паспорта.
Подлежат воинскому учету:
женщины, имеющие военную специальность: например, сестринское дело, фармация, стоматология, радиотехника (полный список специальностей смотрите в специальном Перечне);
мужчины призывного возраста (с 18 до 30 лет), не зачисленные в запас;
мужчины, находящиеся в запасе или не подлежащие призыву;
мужчины старше 30 лет, не служившие в армии в связи с отсрочкой;
работники, прошедшие воинскую или же альтернативную службу;
специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.
Многие работодатели задаются вопросом: есть ли необходимость ставить на ВУ удаленных, сезонных работников или тех, кто трудится на неполный рабочий день? В законе не содержится исключений для перечисленных категорий сотрудников: следовательно, они также должны учитываться при составлении списков.
А вот у исполнителей, с которыми заключен гражданско-правовой договор, запрашивать документы для дальнейшей постановки на воинский учет не нужно, как и отчитываться о них в военкомате. Законодательство не требует вести учета физических лиц, отношения с которыми закреплены в договоре ГПХ.
Новые правила, касающиеся ведения воинского учета в 2024 году
За последний год в ведении воинского учета произошел ряд изменений. Вот главные из них:
1. Электронные повестки
14 апреля 2023 года вступил в силу Федеральный закон, который внес коррективы в законодательство о воинской обязанности и порядке учета военнообязанных.
Теперь гражданину не нужно лично приходить в военкомат для того, чтобы встать или сняться с учета, для внесения изменений в документы или же для зачисления в запас: теперь сведения военкомат получает из данных государственных информационных систем.
Повестки россиянам, подлежащим воинскому призыву, вручаются не только под роспись, но и заказным письмом, а также в электронной формате. Электронная повестка является врученной гражданину с момента размещения в его личном кабинете на «Госуслугах». Если повестка не считается врученной в письменном или электронном виде, то она автоматически получает статус врученной по истечении семи дней с момента размещения в Реестре.
2. Единый реестр воинского учета и общедоступный реестр повесток
В апреле 2024 года было опубликовано постановление правительства о создании «Единого реестра» военнообязанных. Реестр заработает с 1 ноября текущего года. Оповещения о новых уведомлениях сервиса будет приходить через профиль физлица на «Госуслугах».
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 53-ФЗ, в единой базе будет содержаться следующая информация о военнообязанных:
ФИО и дата рождения;
пол;
паспортные данные;
СНИЛС;
ИНН;
место жительства или фактического пребывания;
гражданство;
данные о состоянии здоровья;
место работы или же обучения;
код в Реестре ВУ;
основания для отсрочки или освобождения от призыва (если таковые имеются) и др.
Подсистемой единого реестра воинского учета станет общедоступный реестр направленных повесток, в котором содержатся сведениях о направленных повестках, а также их электронные копии. Из Реестра можно будет получить следующую информацию:
узнать об отправке повестки;
о постановке или снятии с учета военнообязанных;
об изменениях сведений в реестре и о введении ограничений, связанных с направлением повестки или же с ее снятием.
Обратите внимание, что лица, которым была направлена повестка, должны явиться в военкомат — в противном случае они столкнутся с ограничительными мерами. Призывнику или военнообязанному грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей. Также физлицо ждут другие ограничения:
невозможность оформить статус самозанятого или ИП;
отказ в получении кредита;
запрет на вождение автомобиля или другого транспортного средства;
приостановка государственной регистрации права на недвижимость или на кадастровый учет.
Ограничения снимаются после личной явки лица в военкомат.
Может ли повестка прийти через систему КЭДО?
Работодатели могут получать запросы от военных комиссариатов для отправки своим сотрудникам писем-уведомлений о необходимости явки в военкомат. Однако эти письма не являются официальными повестками, и их передача через систему кадрового электронного документооборота (КЭДО) не влечет обязательного посещения военкомата после получения такого письма.
Согласно статье 22.1 Трудового кодекса РФ, электронный документооборот включает в себя создание, подписание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, без необходимости их бумажного дублирования. Система КЭДО обеспечивает обмен документами между работником и работодателем. Однако повестки, которые выдает военный комиссариат, не относятся к этому процессу. Работодатель должен лишь уведомить сотрудника о получении повестки, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
Повестки не включены в список документов, связанных с трудовыми отношениями, который утвержден Приказом Минтруда РФ от 20 сентября 2022 года № 578н. Следовательно, повестки не подпадают под действие правил обмена электронными кадровыми документами, и работодатель не обязан их направлять сотрудникам через систему КЭДО.
3. Повышение призывного возраста, а также возраста пребывания в запасе
Срок пребывания в запасе будет повышен для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов. Повышение будет происходить постепенно, вплоть до 2028 года. Например, в 2024 году предельный возраст для 50-летних граждан составит 51 год.
● Для первого разряда возраст будет повышен с 35 до 40 лет;
● Для второго — с 45 до 50 лет;
● Для третьего — с 50 до 55 лет.
С 1 января власти также повысили верхнюю границу призывного возраста: ранее она составляла 27 лет, а сейчас достигла 30 лет. Нижняя граница призывного возраста осталась прежней: 18 лет. На сегодняшний момент срочную службу в России проходят граждане мужского пола в возрасте 18-30 лет. Мужчин, родившихся в 1996 году, повышение призывного возраста не коснулось.
Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства от 27 ноября 2006 года № 719), в каждом учреждении должны быть определены сотрудники, ответственные за ведение воинского учета. Количество таких сотрудников зависит от численности штата организации:
● при количестве военнообязанных менее 500 человек — один сотрудник, который может выполнять эти обязанности на условиях совмещения (статья 60.2 ТК РФ) или совместительства;
● от 500 до 2000 военнообязанных — один сотрудник на полную ставку;
● от 2000 до 4000 военнообязанных — два сотрудника на полную ставку, при этом формируется специальное военно-учетное подразделение;
● на каждые дополнительные 3000 военнообязанных — еще один сотрудник на полную ставку.
После определения ответственных лиц издается соответствующий приказ, составленный по форме из Приложения 4 к Методическим рекомендациям. Этот приказ должен быть согласован с местным военным комиссариатом и подписан должностным лицом — затем копия документа направляется в военкомат.
Ответственный за учет военнообязанных сотрудник имеет следующие обязательства:
● проверка документов воинского учета при устройстве на работу новых сотрудников;
● постановка на учет военнообязанных;
● заполнение карточки работника, подлежащего воинскому учету, по форме № 10;
● выдача сотрудникам нужных сведений для постановки на учет;
● оповещение сотрудников о явке в военкомат не позднее, чем за три дня до обозначенного в повестке срока;
● уведомление военкоматов об изменении личных данных работников;
● сверка документов из военкоматов;
● снятие сотрудников с воинского учета;
● сдача отчетов в военкомат.
После того, как ответственные были официально назначены, нужно отнести все необходимые документы в военкомат, а именно:
● копии учредительных документов — устав, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или же выписки из него, свидетельства ИНН;
● карточка учета организации, заполненная согласно форме №18: ее необходимо составить в трех экземплярах — для самой компании, для районной комиссии по бронированию и, наконец, для военкомата;
● приказ об организации воинского учета, а также план работ по организации воинского учета.
Отметим, что существует два вида воинского учета — это специальный и общий. На спецучет ставят забронированных в период военного времени или мобилизации, сотрудников Росгвардии, МВД, Государственной пожарной службы, Федеральной службы судебных приставов (ФССП), а также органов уголовно-исполнительной системы.
Комиссары проверяют и одобряют проект приказа, касающегося организации воинского учета, план действий и список ответственных лиц. После предоставления необходимых документов в военный комиссариат организация получает справку о регистрации в системе воинского учета — также ей присваивается регистрационный номер.
1. Сроки подачи отчетности по воинскому учету
Организация предоставляет в военкомат или же в органы местного самоуправления следующие сведения в обозначенные сроки:
● прием или увольнение военнообязанных — пять рабочих дней по прошествии события;
● изменение информации о сотрудниках — пять рабочих дней с момента изменения данных;
● запросы со стороны военкомата — две недели;
● сообщение о найденных в документах ВУ ошибках, неточностях и/или сделанных исправлениях — пять рабочих дней с момента выявления нарушения;
● гражданах, состоящих на учете как военнообязанные или же не состоящих на учете, но обязанных состоять, — в течение двух недель.
Обратите внимание, что с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи можно будет сдавать электронные отчеты через Госуслуги — такая возможность появится после запуска Реестра воинского учета в ноябре 2024 года.
2. Получение брони на сотрудников
У организаций есть возможность резервировать своих сотрудников для непрерывного функционирования предприятия в случае призыва на срочную службу, мобилизации или же военного времени, согласно статье 23 ФЗ № 31. Опция доступна следующим категориям работодателей:
● выполняющим государственный заказ;
● осуществляющим поставки продукции или услуг для госнужд или администраций регионов;
● выполняющим мобилизационные задания;
● обеспечивающим безопасность или обороноспособность страны;
● поддерживающим жизнеобеспечение населения.
Список сотрудников, подлежащих бронированию, отдается для проверки и утверждения в военкомат. После получения необходимых бланков заполняется унифицированная форма №10 на каждого сотрудника. Для предоставления отчетности, касающейся забронированных сотрудников, работодатель каждый год направляет в военкомат донесение по форме № 11/МУ.
Также организация составляет план о замене специалистов, которые могут быть призваны на военную службу, и обновляет его ежегодно, чтобы обеспечить стабильную работу предприятия
Штрафы
Работодателя обязуют соблюдать правила ведения ВУ, а иначе последует административная ответственность. Обратите внимание, что размер штрафов за некорректный учет военнообязанных был многократно увеличен с 1 октября 2023 года (Федеральный закон от 31 июля 2023 года № 404-ФЗ).
За нарушения правил предусмотрен следующий размер штрафов:
● Непредоставление в военкомат списка сотрудников, которые должны быть поставлены на учет как военнообязанные (Статья 21.1 КоАП РФ) — от 40 000 до 50 000 рублей для должностного лица (было от 1 000 до 3 000 рублей) и от 350 000 до 400 000 рублей в отношении организаций (ранее ответственности не было);
● Отсутствие информирования работников после их вызова в военкомат по повестке (Статья 21.2 КоАП РФ) — от 40 000 до 50 000 рублей для должностного лица (было от 1 000 до 3 000 рублей) и от 350 000 до 400 000 рублей для организации (ранее ответственности не было);
● Непредставление сведений о работниках, которые состоят на воинском учете или же обязаны на нем состоять, (Статья 21.4 КоАП РФ) — от 40 000 до 50 000 рублей для должностного лица (было от 1 000 до 5 000 рублей);
● Неисполнение военно-транспортных обязанностей (Статья 19.25. КоАП РФ) — от 40 000 до 50 000 рублей в отношении должностного лица (было от 500 до 1 000 рублей) и от 350 000 до 400 000 рублей в отношении организации (ранее было от 10 000 до 20 000 рублей);
● Отсутствие содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации (Статья 19.38 КоАП РФ) — появилась ответственность для должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей, а также для организаций — от 400 000 до 500 000 рублей.
Внимательная работа с документацией позволяет избежать административной ответственности и штрафов. Попробуйте кадровый электронный документооборот (КЭДО) от EasyDocs: сервис значительно упрощает работу с документацией и минимизирует вероятность ошибок. Подписывать документы можно из любой точки мира. В EasyDocs понятный и простой пользовательский интерфейс, который легко освоит кадровый специалист, руководитель и сотрудник.